Беседы по искусству в начальной школе / В.М.Васнецов «Аленушка» (1881 г.)

Сюжет картины навеян художнику русской народной сказкой о сестрице Аленушке и братце Иванушке, любимой сказкой большинства детей. Тема сиротства и страдания детей всегда привлекала внимание художников. О сиротах сложено много сказок и песен, написано немало картин.

Образ Аленушки, созданный художником, пленяет глубокой человечностью, искренностью и обаянием. Перед нами девочка, убежавшая с горя из дому в лесную чащу, к глубокому омуту, чтобы выплакать обиду, нанесенную злыми людьми, попечалиться о своей тяжелой жизни.

Вечер. Гаснет заря. Сумерки спускаются на молодые сосенки и осинки, на потемневшую воду. На бел-горючем камне одиноко сидит Аленушка и смотрит на холодную воду омута. Во всей ее поникшей фигуре, в смуглом печальном лице выражено горе и страдание. Темные, широко раскрытые глаза застилают слезы, взгляд неподвижен, шелковистые каштановые волосы спутанными прядями рассыпались по плечам, крепко сжаты пальцы рук, обхватывающих колени. Из полуоткрытого рта, кажется, готов вырваться стон. Кто услышит этот стон, если на всем белом свете нет человека, который пожалел и приласкал бы девочку!

Одета Аленушка бедно. На ней старенький порванный сарафан, выцветшая голубая кофта, ноги босые, а на дворе уже осень.

Природа созвучна с настроением девочки. Печально притихнув, застыли вокруг молодые березки, осины, ели. Ранняя осень. Первая пора увядания природы. Пожелтевшие листья падают на зеркальную поверхность воды. Согнулись и опустились в воду тонкие ветки осины, поникли кое-где стебли острой осоки, остальные еще колюче топорщатся кверху. Тихая и грустная природа перекликается с печалью и тоскою девочки.

Над головой Аленушки тихо щебечут ласточки, как бы стараясь успокоить, рассеять ее грусть. В народном творчестве ласточки являются символом дружелюбия к простым и добрым людям. Ласточки у алой семьи под стрехой крыши гнезда не вьют, — говорят в народе.

Слетевшиеся к Аленушке ласточки расположились на ветке осины группами no-три. Этот прием в народном творчестве (повторы по три раза в сказках, песнях и былинах) был хорошо известен художнику и применялся им неоднократно, например, в картинах «Богатыри», «Ковер-самолет». Означает он число множественности— много ласточек сочувствует горю Аленушки.

Островерхие молодые сосенки, острые стебли осоки как бы охраняют девочку, защищают ее от злых людей. В сказках и песнях человек часто обращается к природе, вовлекает ее в свои переживания и призывает на помощь. Этот прием и использовал в картине художник.

Склоненная фигурка Аленушки обрисована мягкими линиями, которые придают нежность и поэтичность ее образу. Эти же линии повторяются в очертаниях камней.

Цветовое решение картины подчеркивает ее печальное, грустное настроение. Общий тон картины неяркий, в нем преобладают темно-зеленые и красно-коричневые цвета. Побуревшая трава, красноватая осенняя листва, пожелтевшая зелень — все это гармонирует с душевным состоянием Аленушки.

Кроме неярких тонов мы видим в картине и светлую полоску гаснущей зари, и яркую зелень осоки, и розовые цветы на сарафане Аленушки, и нежную блеклую голубизну ее кофты. Эти яркие контрастные тона еще больше усиливают эмоциональное звучание картины.

Картина очень поэтична. Зрителя подкупает молодость и чистота девочки, он сочувствует ее горю. В разных сказках по-разному складывается судьба Аленушки, но конец везде одинаков — светлое и доброе побеждает темное и злое. Смотришь на картину и хочется верить, что пройдет время, и наступят для Аленушки светлые, счастливые дни.

Картина В. М. Васнецова «Аленушка» была и остается одним из наиболее известных и любимых народом произведений живописи, близким ему своим глубоко национальным характером.

Картина «Аленушка» рассматривается во втором классе на уроке чтения после того, как прочитана народная сказка про сестрицу Аленушку и братца Иванушку.

Цель беседы по картине: раскрыть ее содержание; показать, как художник выразил это содержание; вызвать у детей сочувствие к горю Аленушки; способствовать воспитанию у них отзывчивости и внимательного отношения к товарищам.

В.М.Васнецов. Аленушка. 1881 г.


Примерная беседа

Учитель. Мы с вами только что прочитали сказку про сестрицу Аленушку и братца Иванушку. Посмотрите на картину. Кто эта девочка, одиноко сидящая на камне у воды? Кого она вам напоминает? (Это Аленушка.) Правильно. Художник так и назвал картину — «Аленушка». А почему она такая печальная и задумчивая?
Учащиеся. Аленушка — сирота, ее родители умерли, и Аленушка с братцем остались одни. Пошли они по белу свету. Когда они шли по дороге, братец захотел пить, а на дороге им попадались сначала коровье, потом конское, затем козье копытца, наполненные водой. Аленушка не разрешала братцу пить, но он не послушался, напился из козьего копытца и превратился в козленка. Аленушке очень жаль братца, поэтому она такая грустная и печальная.
Учитель. Хорошо, дети. А как художник показал, что девочка горюет?
Учащиеся. У девочки печальное лицо, и сидит она на камне, согнувшись, обхватив колени руками.
Учитель. Правильно. Присмотритесь внимательнее, как художник написал лицо девочки. Глаза большие, грустные, взгляд остановился в одной точке; рот полуоткрыт, и кажется, что из него вот-вот вырвется стон; волосы растрепал ветер, и они рассыпались по плечам. А сколько горя в ее позе! Вся фигура поникла, голова опущена на сцепленные пальцы рук. Расскажите, как одета Аленушка. (Учащиеся рассказывают.)
Тяжело жилось детям-сиротам до революции. Ходили сироты по деревням с котомками за плечами и просили милостыню. Бедные люди сочувствовали им, делились последним, хотя им и самим голодно жилось. А богатые обычно бывали жадными и ничего не подавали, наоборот, обижали сирот и надсмехались над ними. После революции все изменилось. Советское государство заботится о детях. Им предоставлены дома и дворцы, школы, интернаты, пионерские лагеря.
Но вернемся к Аленушке. Некому позаботиться о ней. Кто же сочувствует Аленушке? Посмотрите-ка повнимательнее на картину. Заметили вы что-нибудь?
Учащиеся. Аленушка одна, никого из людей здесь нет. Вокруг нее темный лес. А вон там, на ветке березы, над головой Аленушки, сидят ласточки.
Учитель. Ласточки, конечно, сочувствуют Аленушке. Они не улетают от нее, а сидят на ветке и нежным щебетаньем как будто стараются успокоить ее. Да и не только ласточки, вся природа сочувствует горю девочки. В печальном молчании застыли вокруг тонкие молодые березки и осины. Пожелтевшие листочки, медленно кружась в воздухе, опускаются на зеркальную поверхность пруда. Острая осока топорщит вверх свои длинные узкие листья, как бы собираясь защитить Аленушку, если кто-нибудь вздумает обидеть ее. Какое время года изображено на картине?
Учащиеся. Ранняя осень. Листья уже желтеют и опадают. Осока кое-где поникла. Небо серое и хмурое.
Учитель. Осень — самое печальное время года. Природа умирает, только весной она снова возродится к жизни. Осень и выбрал художник, чтобы сильнее подчеркнуть настроение Аленушки. И краски художник выбрал неяркие. Какие цвета преобладают здесь?
Учащиеся. В картине больше всего темно-зеленых, коричневатых, бурых цветов. Яркие цвета тоже есть, но их мало: за лесом виднеется светлая розовая полоска зари, на сарафане Аленушки яркие розовые цветы, осока тоже яркая, зеленая.
Учитель. Ярких красок мало, ими художник хотел еще больше подчеркнуть серовато-зеленый тон картины. Здесь художник изобразил Аленушку, опечаленную своей горькой жизнью, но вы читали сказку об Аленушке и помните, что все кончилось хорошо. Расскажите, чем кончается сказка. (Дети рассказывают.) Художник тоже верил, что наступят для Аленушки хорошие дни. Он желал ей счастья и радости, поэтому старался своей картиной вызвать сочувствие у зрителя к судьбе бедных детей-сирот.
Учитель. Картину «Аленушка» написал художник Виктор Михайлович Васнецов. Васнецов родился и провел свое детство среди красивой северной природы. Вокруг села, в котором он жил, был большой темный и дремучий лес. В детстве он слышал много рассказов, песен и сказок о разных чудесах, о русских богатырях и их подвигах. На всю жизнь сохранил Васнецов любовь к народным сказкам и написал на их темы немало картин. Некоторые из них вы видели в книжках, когда читали сказки, например, «Иван-царевич на сером волке», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства» и другие.

Далее по образцу беседы о картине «Аленушка» рассматриваются еще одна-две картины на темы сказок.